Բարի գալուստ-Добро пожаловать-Welcome Орден АРБУГО и МПС-Цель Нашей организации объединить всех Арменоидов ,Арменоиды это те народы которые вышли из Армянского Нагорья
Нравится




Subscribe in a reader

Add to Google Reader or Homepage

Translate

Google
WWW На этом сайте
Во всем мире, особенно в Европе, усиливаются разъединяющие и разрушающие тенденции. Они вносят смуту и вражду, создают напряженную обстановку как в отношениях между государствами, так и внутри отдельных стран. В этих условиях нужны идеи и цели, которые противостояли бы этим негативным явлениям. Эта идея - объединение всех наций Арменоидской расы, цель - создание союза или федерации этих наций. В этом процессе огромную роль может и должна играть воссоздания федеративной Республике Армении, которая находится в Араратской долине,в самом сердце Армянского Нагория - прародины Арменоидов. У нас общие корни, происхождение, культурные традиции.

Вновь возникшее государство Армянской расы(Арменоидов) в Араратской долине главной своей идеологической целью должно провозгласить и добиваться объединение вокруг Армени всех земель населенных Армянской расы(Арменоидами).

Методика?

Пропаганда!

наибольшее горе, страдание причинить может лишь ближний, и чем более близок тем более не переносимо страдание причиняемое предательством. Aрменоид под маской турка(Алевитов под маской турка,Хамшенов (Амшенцев) под маской турка , Талышов под маской турка), мерзость, и наша цель вернуть ему облик человека`арменоида.

Почему мы небыли подготовлены к геноциду? - дело в нашей чистоте и наивности, чем чище человек, чем более отдален от зла тем более беззащитен, от врагов `тюрков,.

Союз Армянской расы(Арменоидов) мира возможен он не обходим всем членам данного антропологического типа , и он рано или поздно будет создан.

Армянская Раса (Арменоид): имеет одну связывающею всех нас культуру, традиции, и главное: ПРОИСХОЖДЕНИЕ от Армянского Нагорья и Армян!

Давайте заглянем в будущее, оценим настоящее и вспомним прошлое!

twit

Субъекты Армянской федерации

Страницы-Генетические ветви Арменоидов-Племя Торгома(Hayasa)

Насильно исламизированные Арменоиды-Племя Торгом

суббота, 4 августа 2012 г.

Малая Армения Амшен-прародина Латино славянского типа Арменоидской расы,регион исторической Армении(Малая Арменя), ныне под оккупации турции http://arbugo.am/Small_Armenia_Hamshen_ru.html



Армяне Амшене- происхождение Славян
Амшенская Армянка
Славяне 




Побережье от реки Чорох до окрестностей западнее города Орду разделялась на три области с запада на восток это - Джаник , Хахтик и Амшен, были жители Хахтика - хахтиацинер , восточнее которых жили - амшенцинер . Эти три области были составными частьями
Малой Армении со столицей Садах , которую часто по гречески называют - Сатала.
По большому счету, отличий от армян Советской Армении практически не было по колориту представленных барбаров, единственное что сильно отличает - не укоренился новый литературный язык вследствие очевидных причин. Кроме того, амшенец Сочи вряд ли легко поймет амшенца Турции. Хотя были и практически невероятные события, когда сочинец в Анталии свободно общался с тамошними армянами на амшенском. 
Армянская этническая историко-географическая область Амшен издавна занимала простирающуюся от Трапезунда до устья реки Чорох часть Юго-Восточного Причерноморья. Этот район испокон веков населяется амшенцами – субэтнической группой армянского народа, по сей день сохраняющей собственный язык и культуру. Большую роль при рассмотрении национально-исторической принадлежности Амшена, некоторыми учеными ошибочно причисляемого к соседним Понту и Лазети, играет историческая картография, отражающая этнические и административные реалии своего времени. С этой точки зрения вызывает несомненный интерес предлагаемый вниманию читателей фрагмент составленной в XVII веке на латыни и хранящейся в каталогах Национальной Библиотеки Франции карты «Asia circa Pontum Euxinum et Maeotim, ex Plinio» или «Азия около Понта Эвксинского и Меотиды по Плинию». Данный картографический документ отражает этнический состав населения Причерноморского региона в древности и ссылается на сообщения римского писателя I века н.э. Плиния Старшего (23-79 гг.), автора знаменитой «Естественной истории».

На данном фрагменте видно, что обширные территории Юго-Восточного Причерноморья к востоку от Трапезунда (Trapezus) обозначены в качестве ареала расселения племени арменохалибов (Armenochalibes). В качестве естественного географического рубежа проживания арменохалибов на востоке обозначена река Чорох, ошибочно указанная на карте в качестве притока Фасиса (Phafis). При этом необходимо отметить, что Чорох, известный во французской (и западно-европейской в целом) научно-географической литературе средневековья и нового времени как «Acampfis», в то же самое время являлся границей Армении и Колхиды, о чём писал французский географ XVIII века Жан-Батист Бургиньон д`Анвиль:

«…Армения отделена от Колхиды рекой Acampfis»
(Géographie ancienne abrégée , par M. d'Anville,... Nouvelle édition, revue par l'auteur- Merlin (Paris)-1769. R. 116).

Как нетрудно заметить, Чорох – Acampfis на вышеприведённой карте разграничивает земли арменохалибов и древних насельников Колхиды – гениохов (heniochi), что подтверждает сообщение Анвиля. Заметим, что этнолингвистическая принадлежность гениохов долгое время является объектом споров в историографии. По одной версии, они представляли собой древнее западно-грузинское племя, соотносимое с санигами или «соанами» Страбона (сваны?), по другой – абхазо-адыгское. Тем не менее, остаётся ясным тот факт, что Колхида не включала в себя земли Амшена, а армяноязычное население Амшена присутствовало в этом регионе издавна, о чём говорят вышеприведённые факты. Соответственно, причислять районы нынешних Ризе и Артвина к Лазети (Западной Грузии) не верно, и крайним пределом этой грузинской области на юге является Чорох, за которым следует армянский историко-географический регион Амшен. В то же время историческое присутствие представленного чанами (лазами) картвелоязычного элемента в Амшене продолжает вызывать споры, и пока не подкреплено никакими серьезными историческими материалами и исследованиями. 




Возвращаясь к рассмотрению ареала расселения арменохалибов, отражённого на данной латинской карте XVII века, отметим, что её западным пределом является Трапезунд. В связи с этим уместно процитировать важное и интересное уточнение, содержащееся в «Естественной истории» Плиния Старшего:

«…потом в 100000 шагов от Фарнакеи свободный (liberum) город Трапезунт, окруженный огромными горами. За ними живет племя арменохалибов, и лежит Великая Армения на расстоянии 30000 шагов» (кн. VI, 11-12).

Это замечание Плиния нашло своё отражение в вышеприведённом картографическом документе, на котором арменохалибы локализованы как раз за Трапезундом, восточнее него. А к югу и юго-востоку от города расположена Великая Армения («Armenia Maioris Pars» – «Часть Армении Большой»).

Ещё одним важным историческим свидетельством является следующее сообщение греческого географа Страбона (I в. до н.э.):

«Над областью Фарнакии и Трапезунта обитают тибарены и халдеи (они же халибы – Н.М.), простирающиеся до Малой Армении. Последняя страна довольно плодородна. Малой Арменией, как и Софеной, всегда правили местные властители, которые то сохраняли дружественные отношения с остальными армянами, то были независимы от них. Им были подвластны халдеи и тибарены, так что их держава простиралась вплоть до Трапезунта и Фарнакии». (XII, 3, 28)

Согласно Страбону, халибы и тибарены населяли земли «над областью Фарнакии и Трапезунта», т.е. географически выше (севернее) этих городов. Из этой выдержки становится ясно, что ареал расселения данных племён соответствовал рубежам нынешнего Амшена и не случайно Armenochalibes были размещены на карте XVII века между Чорохом и Трапезундом. Кроме того, Страбон отмечает, что халибы, как и тибарены, были подвластны Малой Армении, из чего следует доказательство принадлежности земель будущих хемшинов древнеармянскому государству. Важно также обратить внимание на выражение «дружественные отношения (арменохалибов) с остальными армянами».

Таким образом, на основании свидетельств античных ученых и картографических материалов Средневековья, мы вправе констатировать, что земли к востоку от Трапезунда ещё в глубокой древности входили в состав Малой Армении и были населены армянской субэтнической группой арменохалибов. Приведённые доказательства являются важными свидетельствами армянской принадлежности региона, расположенного между Трапезундом и нынешним Батуми, а также говорят об ошибочности причисления Амшена к соседним Понту и Лазике.

Амшен - регион исторической Армении(Малая Арменя), ныне под оккупации турции

Митридат


Итак, кто же такие амшенские армяне?



этническая группа армянского народа, формирование и развитие которой происходило в исторической области Малая Армения и Понт - Южное побережье Черного моря от Батуми до Синопа. 

650

Амшен – регион исторической Армении, ныне расположенный на территории Турции. Амшен ( значение «прибрежный»). Территория Амшена представляла собой прибрежную полосу от Трапезунда и почти до Батума. С приходом тюркских племен армянское население оказалось в статусе национального меньшинства второго сорта. Время от времени ситуация менялась в положительную сторону, однако, в целом положение армян было плачевным. Многие амшенцы еще в средневековый период переселялись на территорию современной Абхазии.Первые поселения армян на территории Абхазии возникли в середине XIX в. Их основывали турецкоподданные армяне занимавшиеся на новых землях сельским хозяйством. В дальнейшем преимущественной деятельностью амшенцев стала торговля. Процесс колонизации еще более усилился после окончания Русско-турецких войн (последняя завершилась в 1878 г.). Однако временем начала массового переселения армян из Амшена в Абхазию можно считать конец XIX века, связано это было с двумя трагедиями:1. Именно к концу XIX века более трети абхазов были изгнаны в Османскую империю и соответственно Абхазия опустела.2. Нарастание антиармянских настроений среди правящих кругов Турции. Стали появляться первые жертвы погромов.В результате многие армяне эмигрируют, предвидя ужасную резню. Наиболее удобным местом для поселения была Абхазия и черноморское побережье России. Коренное абхазское население не только не противилось армянскому переселению, но и активно способствовало.Итак, беженцы из Амшена нашли новую родину, которая простиралась от Ингури до Кубани. Однако намного более многочисленная волна эмигрантов заселила эту область в 1915-1916 гг., когда из бывшей Османской Империи, спасаясь от развязанного младотурецкими властями геноцида, бежали десятки тысяч армянских семей. Часть беженцев осела на постоянное жительство в Абхазии, где их потомки основали значительную армянскую общину.Армянское население черноморского побережья Кубани и Абхазии в основном является выходцами из Амшена. 

Армянское Царство в Кесарии Каппадокийской 1022 -1320


Сенекерим Арцруни(1022 - 1026) 
Davit, son (1026 - 1065) 
Atom, son (1065 - 1083) 
Abusahl, brother (co-ruler 1065 - 1083) 
1083 Seljuk occupation 
Oshin (1308-1320) 

Щит титула Rex hermenie по Рихенталю (рядом неподписанный герб, рисунок которого включён в щит “короля Малой Армении” ).
Уличная сценка в городе в Малой Армении 

КАРТА ПОНТА.
КАРТА ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО ПОНТА. 




Армянское население черноморского побережья Кубани и Абхазии в основном является выходцами из этого региона, переселившимися из-за гонений турецких властей на территорию Российской империи в середине XIX века.
На юго-восточном побережье Черного моря арм. присутствие прослеживается с глубокой древности, когда эту территорию населяли племена халибов (халиту, халдов) и др., принимавшие участие в этногенезе армян. Массовое появление армян в этом р-не связывается с событиями 2-й пол. VIII в., когда под давлением арабов 12 тыс. арм. воинов со своими семьями, ведомые нахараром Шапухом Аматуни, поселяются на Черноморском побережье и в прибрежной горной зоне в р-не рек Фортуна и Черная (тогда вост. визант. фема Халдия). На новом месте образовывается Амшенское княжество, центром которого становится город, построенный сыном Шапуха Амамом, названный в его честь Амамашен, позднее упростившийся до Амшен.
Местные армяне стали именовать себя «hамшенаhаер» (амшенские армяне).
Первые поселенцы прибыли из Айраратской и Васпураканской обл., а с XI — XIII вв. здесь поселяются жители средневековой столицы Армении — Ани, спасшиеся от разрушительных нашествий тюрк. и монгол. орд.

Армянское княжество Амшен просуществовало до 1480 г., когда оно было захвачено турками-османами. Последние Амшен называли Хемсином, а армян — хемсили (хемшилы).
Такое название впоследствии закре пилось только за той частью амшенцев, которые насильственно были обращены в ислам. Большинство амшенцев, стремясь избежать исламизации, которая турками в этом р-не проводилась особенно бескомпромиссно, переселилось в соседние р-ны — от Синопа до Батума.
Многие из них стали жертвами геноцида, организованного османским правительством, другие же нашли спасение в различных странах, в частности в России, компактно обосновавшись на Черноморском побережье Кавказа, в непосредственной близости от Амшена.

Хемшилы избежали судьбы своих христианских соотечественников. Многие десятилетия в тур. окружении они сохраняли стойкое армянское самосознание, говорили по-армянски и помнили, как свидетельствуют многочисл. источники, свое христианское прошлое. Как и среди исламизированных греков, немало было крипто-христиан, т.е. скрытых христиан.
В настоящее время большинство Хемшилы, проживающих в Краснодарском кр. и в государствах Центральной Азии, осознают себя самостоят. этносом.

В Турции Хемшилы занимаются скотоводством (овцы, козы), земледелием (кукуруза) и пчеловодством. Многие мужчины, особенно зимой, уезжают в большие города на заработки.
Одежда близка к лазской: короткая куртка, запахивающаяся слева направо, широкие шаровары, на высоте груди пришивались карманы для ружейных патронов.
Цвет одежды чаще темный. Женщины носили длинные халаты или рубашки, на голове невысокую феску, украшенную золочеными, серебряными или фальшивыми монетами, спускающимися на лоб и уши. Традиц. одежда во 2-й пол. ХХ в. вышла из употребления.
После депортации из Аджарии Хемшилы приобщились к среднеазиатской культурной среде, некоторые элементы проявляются и сейчас в их быту на Кубани.

Героическая самооборона армян Джаник-Орду


В одном ряду славных страниц армянского сопротивления во время Геноцида в Османской, а затем и Кемалистской Турции, стоит малоизвестная широкому кругу читателей самая длительная самооборона армян Понта в течение 1915-1923 гг. Не будет преувеличением сказать, что эта героическая самозащита армянских фидаинов, длившаяся долгих восемь лет, опровергает миф о том, что армяне были безвольными и неспособными на сопротивление жертвами в самый страшный период нашей истории. Самооборона амшенских крестьян была не менее значима, чем подобные подвиги в Ване, Шапин-Карахисаре, Сасуне, Урфе, Зейтуне и т.д. Благодаря самопожертвованию организаторов и бойцов армянского сопротивления, тысячи армян остались живы, тысячи детей, женщин и стариков были спасены от кровожадного молоха турецкого нацизма.

В Трабзонском вилайете было два крупных очага самообороны – в районе Трабзона (Емура), и в Джаник-Ордуйских горах. Помимо них, отряды самообороны действовали в волостях Трабзона и Карадере (Севкед). Наш краткий рассказ повествует о славных страницах движения сопротивления амшенских армян в Джанике и Орду и его героях.
Принято начинать события Геноцида армян с выхода указа о депортации 1 июня 1915 г., хотя это не верно. До выхода этого указа повсеместно произошли еще два действа, во многом повлиявшие на состояние и положение армянского населения в годы Геноцида. Во-первых, до начала депортации была проведена мобилизация армян в ряды турецкой армии, где они были почти поголовно уничтожены. Эта акция в Понте прежде всего коснулась городских армян Самсуна, Чаршамбы, Терме, Унье, Бафры, Орду, менее – сельских армян, которые трудно поддавались учету, и часто саботировали призыв. Во-вторых, в апреле-мае 1915 г. по всем районам Турции прокатились репрессии против армянской интеллигенции и общественно-политических кругов. Не стали исключением в этом плане и районы Джаник-Орду. Так в Самсуне в апреле 1915 г. было арестовано несколько представителей партии Дашнакцутюн.

После оглашения указа о выселении 24 июня 1915 г., эта акция была повторена в отношении других общественных лидеров армян, то же произошло и в Орду. Так, перед началом массовой депортации, армяне Понта оказались ослаблены, и в силу этого не смогли организовать достойного сопротивления в городах. Тем не менее, попытки самообороны были предприняты армянскими группами в Самсуне, Чаршамбе, Бафре и Терме, которые были тут же подавлены.

Иначе дело обстояло в сельских округах, где население, сразу же после начала депортаций и массовых убийств, стало покидать населенные пункты, чтобы укрыться в горах и избежать высылки, и вскоре организовало ряд фидаинских групп самообороны во всех округах районов Джаник и Орду. Лидерами этих отрядов стали как местные члены АРФД, так и авторитетные представители общин.
К осени 1915 г. сформировались фидаинские группы в Орду под руководством Гарабеда Вартаняна (Ваштоногли) с центром у села Памбуклуг, Сетрага Минасяна (Дели Сетраг, Минасогли) и Кучук Артына (Арзумонян Артын), в Чаршамбе – Дер-Хорена Календжяна (Дели Папаз, Дели Кешиш), Хачига Тулумджяна, Априома Хачадуряна, Агопа Кеяна (Агопос) и Саркиса Татуляна (Тякуйци Татулогли), в районе Терме – Зейтуняна Ованнеса (Зил Ованнес), Хачига Карагезяна (Кара Хачиг) и Минаса Касумяна, в районе Фатсы – Гарабеда Урумяна и Гарабеда Саряна, дислоцировавшиеся в районе села Савуджаг, в Унье – Гарабеда Тахмазяна (Дели Ходжа), Аведиса Чакряна, Дикрана Зейтунджяна, Кеворка Кесяна, чуть позже – Серопа Каракеяна, сосредоточившиеся в районе села Кеклуг и в урочище Таз-Даг. К осени из этих отрядов образовалось три партизанских соединения, первое в районе села Тякур под командованием Тякуйцы Татула, второе – в районах Терме – Чаршамба под руководством Зил Ованнеса, третье – в районе Унье – Орду во главе с Ваштоногли. В дальнейшем они были объединены под общим руководством Зил Ованнеса, одного из самых известных амшенских фидаинов, происходившего из армянского села Памбуклуг в районе Терме. Эту роль он выполнял вплоть до своей трагической смерти в начале 1917 г., в своем родном селе. Турецкая администрация и военные, осознав и почувствовав всю силу фидаинского сопротивления, весь 1916 год предпринимали неоднократные попытки покушения на Зил Ованнеса, в конце концов, смогли свести с ним счеты, только с помощью предательства. 

В 1915-1917 гг. амшенские фидаины провели ряд успешных операций и боев, память о некоторых из них сохранилась в фольклоре. Предания и воспоминания очевидцев повествуют о героической обороне армянского района Тякур под руководством Саркиса Татуляна. Обороняющиеся трижды отбрасывали превосходящие силы турок от местной святыни, церкви Сурб Минас, где хранились реликвии амшенских армян. Покидая эти места навсегда в 1920-1921 гг., армянские гайдуки по решению совета сожгли церковь и унесли с собой святыни, переправив их в Россию, не дав надругаться над ними турецким аскерам.

Летом и осенью 1915 г. по приказу Зил Ованнеса Аведис Чакрян с отрядом фидаинов предпринимает затяжной поход в район Гиресуна, в результате которого были объединены в единый фронт все партизанские группы Джаник-Орду, собраны беженцы под его защиту, освобождены десятки пленных и заложников у турков. Так, что к концу 1915 началу 1916 г. армянское фидаинское движение представляло собой мощное военное образование. Главными заботами отрядов самообороны в первоначальный период были обеспечение провиантом, боеприпасами и оборудование мест дислокации и проживания для детей, женщин и стариков, находящихся при отрядах. Попытки обеспечить эти потребности нередко наталкивались на турецкие войска и жандармерию. В конце 1915 г. фидаины вышли победителями в сражении с отрядами Гюрджи Чавуша, у местечка Кез-депе. Это была первая громкая победа армянских гайдуков. В феврале 1916 г. развернулся бой у села Таз-Даг, в ходе которого фидаины снова нанесли поражение туркам. В этом бою геройски погиб один из хмбапетов Дикран Зейтунджян. На протяжении всего 1916 г. не прекращались попытки турков покончить с главным опорным пунктом Зил Ованнеса в урочищах Кеклуг, но все они были безуспешны. К тому же, в этом году в Джаник из Йозгата перебралась фидаинская группа Адама Чавуша, пополнившая местное соединение.

В апреле 1916 г. русские войска вошли в Трабзон. После чего Зил Ованнес собрал совещание командиров отрядов в селе Уч-Пунар, на котором было решено послать делегацию в Трабзон с просьбой об их передислокации к русским и выводе мирных жителей из зоны военных действий. Но русское командование согласилось лишь помочь с беженцами, попросив гайдуков оставаться в Джанике, чтобы оказать помощь при продвижении русских войск. После этого штаб Зил Ованнеса обосновался в селе Кериш-Депе, под Терме. Вскоре турки предприняли массированное наступление по трем направлениям, чтобы окончательно покончить с фидаинским сопротивлением. Нападениям подверглись Кериш-Депе, Тякур и Кел-Депе. Но все эти попытки турков были тщетными, как в 1916, так и в 1917 годах.
После суровой зимы 1916-1917 гг. армянские фидаины понесли невосполнимую утрату. В начале 1917 г. был предательски убит первый руководитель джаник-ордуйских сил самообороны Зил Ованнес Зейтунян. С этого времени объединение распалось на две группы: в Орду под командованием Ваштоногли, а в Чаршамбе и Терме под руководством созданного совета. 



Летом и осенью 1917 г. положение в регионе изменилось. Турецкий фронт разваливался на глазах. Дезертирство из армии приняло массовые масштабы. Армянские вооруженные отряды в этой ситуации стали поселяться в некоторых покинутых селениях, занялись мирной жизнью, но при этом сохранили военную организацию. Местные турки, памятуя о той роли, которую они сыграли в убийствах и грабежах армян, стали всячески заискивать перед фидаинами. Тем более, что вот-вот ожидалось наступление русских войск. Но в 1917-1918 гг. Россия оказалась в пожаре революции, и русская армия стала массово покидать Кавказский фронт. Вдохновленные этим турки предприняли попытки расправы с армянскими фидаинами по отдельности. В 1918 г. были предательски убиты Артын Минасян, Ованнес Урумян, в тюрьме оказался Гарабед Тахмазян, совершена попытка убийства Аведиса Чакряна и его сподвижников и т.д. В этот полумирный период армянские гайдуки помимо хозяйства занимались также и спасением, вызволением армянских детей-сирот из турецких семей, пленных, заложников и т.д.

Уже к 1920 г. обстановка в Турции опять обострилась. В районе началась внутренняя борьба кемалистов и антикемалистов, во всю свирепствовали банды башибузуков и дезертиров. В такой ситуации армянские вооруженные отряды снова ушли в горы, и начался новый этап борьбы и самозащиты.

В районе Орду по-прежнему действовали отряды Ваштоногли, Минасогли Младшего и Кучук Артына, в Терме и Чаршамбе Ованнеса Урумяна, Агопа Крбашяна, Гарабеда Саряна, Саага Камаляна, Месроба Языджяна и др., а также соединения Аведиса Чакряна. В 1920 г. ордуйские отряды Ваштоногли смогли отбить нападение самого свирепого из местных башибузуков, Топал Османа из Гиресуна. В 1921 г. в районе Эрбаг Агоп Крбашян нанес поражение кемалистам, предпринявшим попытку окружения и уничтожения армянских фидаинских групп. В 1921 г. фидаины вели самоотверженные оборонительные бои в районе Кел-Депе.


В этот период армянским мстителям уже стало понятно, что помощи ждать неоткуда. Часть из них решила перебираться в Россию, и летом 1921 г. Сааг Камалян и Месроб Языджян покинули Термейские леса и отправились на Черноморское побережье Кавказа, за ними вслед покинули Джаник и другие группы. Но часть армянских фидаинов по-прежнему оставалась в родных горах, надеясь на чудо. Это, прежде всего, объединения Ваштоногли и отряды Дели Кешиша, Артына Хачадуряна, Татула в районе Тякура и Чаршамбы. К тому же в 1922 г. со стороны кемалистов прозвучали призывы к примирению и разоружению, часть армян поддалась этой провокации. Притом, что в Понте уже во всю разыгрывалась антигреческая истерия, и до погромов оставался один шаг. Все эти годы армянские фидаины рука об руку действовали с местными греческими гайдуками. В декабре 1922 г. туркам удалось заманить армянских и греческих партизанских лидеров под предлогом переговоров о мире и дальнейшей жизни. В результате были убиты пять греческих командиров, в тюрьму посажены Дели Кешиш, Дели Ходжи, Артын Хачадурян и др., погиб один из самых любимых и известных в народе армянских фидаинов Кара Хачиг и многие другие. После этих событий в Джанике, и по всему Понту начались погромы греков и армян.

В такой ситуации армянам ничего не оставалось, как прибегнуть к самообороне и попытаться любыми путями покинуть родину. Первый бой регулярным войскам кемалистов армянские фидаины дали у известного села Кеклуг, где, когда-то зарождалось фидаинское движение. После чего, большинство партизан Джаника покинули турецкие берега. Оставшиеся силы армян сосредоточились возле урочища Чанкириш под Орду, которому было суждено стать последним убежищем армянского освободительного движения в Понте. Руководителем этих сил был Ваштоногли, совместно с братьями Тахмазян, Калустом Кесяном и другими. Раз за разом они отбивали все попытки турков сломить их сопротивление. Понимая безысходность своего положения, окруженные со всех сторон превосходящими силами турков, армяне прибегли к вызову. В ближайших турецких селах они взяли в заложники несколько известных турков и потребовали переправить их вооруженных в Россию. Турецкие военные, зная опыт и возможности загнанных в угол фидаинов, согласились на этот вариант.

16 ноября 1923 г. последние армянские отряды фидаинов вышли из Чанкириша, сопровождаемые по сторонам турецкими военными группами добрались до морского берега недалеко от города Унье, погрузились в шлюпы и покинули свою родину навсегда… Впоследствии, живший и умерший в Абхазии, Гарабед Вартанян, известный фидаин Ваштоногли, и многие его соратники не раз вспоминали это событие. Как они, окруженные турками в последний раз на своей родине, под звуки зурны и давула, плясали амшенскую военную пляску “тртруг” и пели песню о чанкиришских храбрецах, и как текли по их щекам слезы, потому что они сражались храбро и беззаветно восемь лет, и они побеждали, но судьба распорядилась иначе…

По материалам книги М.Торлакяна «По следам моих дней» («Орерус hет») и воспоминаниям участников

http://k4500.com/soldiers-of-armenia/349-geroicheskaya-samooborona-amshenskix-armyan.html

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

В одном ряду самых славных страниц армянского сопротивления в Османской, а затем и Кемалистской Турции, стоит, малоизвестная широкому кругу, самооборона армян Понта в течении 1915-1923 гг. Не будет преувеличением сказать, что эта героическая самозащита армянских фидаинов, длившаяся долгих 8 лет, опровергает миф о том, что армяне были безвольными и неспособными на сопротивление жертвами в самый страшный период нашей истории. Самооборона амшенских крестьян была не менее значима, чем подобные подвиги в Шапин-Карахисаре, Ване, Сасуне, Урфе, Зейтуне и т.д. Благодаря ей, тысячи армян остались живы, тысячи детей, женщин и стариков были спасены от кровожадного молоха турецкого нацизма.В Трабзонском вилайете было два крупных очага самообороны - в районе Трабзона, и в Джаник-Ордуйских горах. Помимо них, отряды самообороны действовали в волостях Ёмура и Карадере (Севкед). Наш краткий рассказ повествует о славных страницах движения сопротивления амшенских армян в Джанике и Орду и его героях.Принято начинать события Геноцида армян с выхода указа о депортации 1 июня 1915 г., хотя это не верно. До выхода этого указа повсеместно произошли еще два действа, во многом повлиявшие на состояние и положение армянского населения в годы Геноцида. Во-первых, до начала депортации была проведена мобилизация армян в ряды турецкой армии, где они были почти поголовно уничтожены. Эта акция в Понте прежде всего коснулась городских армян Самсуна, Чаршамбы, Терме, Унье, Бафры, Орду, менее - сельских армян, которые трудно поддавались учету, и часто саботировали призыв. Во-вторых, в апреле-мае 1915 г. по всем районам Турции прокатились репрессии против армянской интеллигенции и общественно-политических кругов. Не стали исключением в этом плане и районы Джаник-Орду. Так в Самсуне в апреле 1915 г. было арестовано несколько представителей партии Дашнакцутюн. После оглашения указа о выселении 24 июня 1915 г., эта акция была повторена в отношении других общественных лидеров армян, то же произошло и в Орду. Так, перед началом массовой депортации, армяне Понта оказались ослаблены, и в силу этого не смогли организовать достойного сопротивления в городах. Тем не менее, попытки самообороны были предприняты армянскими группами в Самсуне, Чаршамбе, Бафре и Терме, которые были тут же подавлены.Иначе дело обстояло в сельских округах, где население сразу же после начала депортаций и массовых убийств стало покидать населенные пункты, чтобы укрыться в горах и избежать высылки, и вскоре организовало ряд фидаинских групп самообороны во всех округах Джаник-Орду. Лидерами этих отрядов стали как местные члены АРФД, так и авторитетные представители общин.К осени 1915 г. сформировались фидаинские группы в Орду под руководством Гарабеда Варданяна (Ваштоногли) с центром у села Памбуклуг, Седрака Минасяна (Дели Седраг, Минасогли) и Кучук Артына (Арзумонян Артын), в Чаршамбе - Дер-Арута Календжяна (Дели Папаз, Дели Кешиш), Хачига Тулумджяна, Априома Хачадуряна, Агопа Кеяна и Саркиса Татуляна (Тякуйцы Татул), в районе Терме - Зейтунян Ованеса (Зил Оганес), Хачига Карагезяна (Кара Хачиг) и Минаса Касумяна, в районе Фатсы - Гарабеда Урумяна и Гарабеда Саряна, дислоцировавшиеся в районе села Савуджаг, в Унье - Гарабеда Тахмазяна (Дели Ходжа), Аведиса Чакряна, Дикрана Зейтунджяна, Кеворка Кесяна, чуть позже - Серопа Каракеяна, сосредоточившиеся в районе села Кеклуг и урочища Таз-Даг. К осени из этих отрядов образовало.

http://www.sarinfo.org/forum/viewtopic.php?t=3014&sid=3dfecc23ba9d9030457a826eb107d831
http://arbugo.am/Small_Armenia_Hamshen_ru.html