Բարի գալուստ-Добро пожаловать-Welcome Орден АРБУГО и МПС-Цель Нашей организации объединить всех Арменоидов ,Арменоиды это те народы которые вышли из Армянского Нагорья
Нравится




Subscribe in a reader

Add to Google Reader or Homepage

Translate

Google
WWW На этом сайте
Во всем мире, особенно в Европе, усиливаются разъединяющие и разрушающие тенденции. Они вносят смуту и вражду, создают напряженную обстановку как в отношениях между государствами, так и внутри отдельных стран. В этих условиях нужны идеи и цели, которые противостояли бы этим негативным явлениям. Эта идея - объединение всех наций Арменоидской расы, цель - создание союза или федерации этих наций. В этом процессе огромную роль может и должна играть воссоздания федеративной Республике Армении, которая находится в Араратской долине,в самом сердце Армянского Нагория - прародины Арменоидов. У нас общие корни, происхождение, культурные традиции.

Вновь возникшее государство Армянской расы(Арменоидов) в Араратской долине главной своей идеологической целью должно провозгласить и добиваться объединение вокруг Армени всех земель населенных Армянской расы(Арменоидами).

Методика?

Пропаганда!

наибольшее горе, страдание причинить может лишь ближний, и чем более близок тем более не переносимо страдание причиняемое предательством. Aрменоид под маской турка(Алевитов под маской турка,Хамшенов (Амшенцев) под маской турка , Талышов под маской турка), мерзость, и наша цель вернуть ему облик человека`арменоида.

Почему мы небыли подготовлены к геноциду? - дело в нашей чистоте и наивности, чем чище человек, чем более отдален от зла тем более беззащитен, от врагов `тюрков,.

Союз Армянской расы(Арменоидов) мира возможен он не обходим всем членам данного антропологического типа , и он рано или поздно будет создан.

Армянская Раса (Арменоид): имеет одну связывающею всех нас культуру, традиции, и главное: ПРОИСХОЖДЕНИЕ от Армянского Нагорья и Армян!

Давайте заглянем в будущее, оценим настоящее и вспомним прошлое!

twit

Субъекты Армянской федерации

Страницы-Генетические ветви Арменоидов-Племя Торгома(Hayasa)

Насильно исламизированные Арменоиды-Племя Торгом

Украина Ukraina

Проникновение Арменоидов на Балканы (сначала Крым ,Украина,Белоруссия,Молдавия 5-4 тыс. до н. э. ). Основание Роксолании -Русь


Как считает российский палеоантрополог Александр Белов армяне были в древности яростными разведчиками.Они ещё в доисторические времена обосновались на Армянском нагорье и впоследствии образовали армянский народ. "Ар-мения-На славянском `Ярман-яростный" с древнеармянского (протоиндоевропейского) - Ар-мен-и-(я) (арман). 

Ар- Бог,солнце 

ман(мен)-Человек

Более того Алесандр Белов считант тесную связь родство славян с армянами. См.: Белов А. Путь ариев. М.: Амрита-Русь,2008. С. 131-140. 


К сожалению, школьные учебники по истории Украины, изобилуют не только некорректными данными по истории самих украинцев, но и очень скудными данными по истории народов живущих на землях Украины столетиями…

Украинцы плохо знают свою историю — в частности благодаря скудным данным о народах, населяющих Украину, в школьных учебниках. В том числе умалчивается информация об армянах, веками проживающих на территории современной Украины, отметил в интервью Analitika.at.ua известный украинский историк, председатель общественного научно-исследовательского центра «Восток-Запад», руководитель Донецкого центра Института востоковедения НАН Украины Михаил Швецов.


«Если говорить об армянском населении на Украине, то их тысячи, если об общинах, то они во всех больших и значимых городах Украины. Есть города и регионы, где армяне живут много веков. Это не только Крым, где они известны с первых веков н.э. Это Львов, где одна из известнейших и древних общин Украины, которая является одним из центров духовной культуры армян Украины. Это Донбасс, где они живут много веков, и я думаю даже почти тысячелетие. Армянская диаспора стала частью народа Украины», — подчеркнул историк.

В частности он подтвердил армянское происхождение принцессы Анны. «Да, история своей страны и ее великих людей это важный и знаковый фактор. О принцессе Анне – сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII, жене князя Владимира, который крестил Русь, пишут не так много. Анна принадлежала к Армянской (Македонской) Византийской династии, императоры которой были представителями армянского народа. Братья-соправители (Василий II Болгаробойцы и Константин VIII) принадлежали к Армянской (Македонской) династии, восходящей к Василию I, армянину по происхождению», — рассказал ученый. Таким образом, украинцы, проживающие на территории Киевской Руси, являются отчасти армянами.

По его мнению, скудость преподавания в школах истории народов, которые веками проживают на территории Украины, — одна из самых больных проблем страны. «К сожалению, школьные учебники по истории Украины, изобилуют не только некорректными данными по истории самих украинцев (истоки которых даже видят в междуречье Тигра и Евфрата), но и очень скудными данными по истории народов живущих на землях Украины столетиями. Многие книги по истории и культуре народов Украины тенденциозны. И это ведет к незнанию и к непониманию друг друга», — считает специалист.

«Украина, страна не только многонациональная, но и поликонфессиональная. Не одно тысячелетие здесь жили праславянские, праболгарские, иранские и тюркоязычные народы. На землях Украины и сейчас живут более ста наций, исповедующие не только христианство разного направления, но и мусульмане, иудеи, буддисты и люди других идеологических учений. В каждый сложный период они объединяются для защиты земель, где живут, они в сложные и трудные годы помогают друг другу. Их дети изучают язык своего народа, культуру, историю. Только знание и уважение истории, языку и культуре других народов, живущих рядом, можно заслужить уважение к себе. «Уважай соседа, и в беде он тебе поможет». Это не мои слова, но я их понимаю», — ответил Швецов на вопрос о том, может ли пропаганда общей истории может способствовать формированию национальной идеи Украины.
Армяне основали Киев? 
КТО ЖЕ БЫЛ ОСНОВАТЕЛЕМ КИЕВА ?

Связи Армении и армян с русским народом и государством берут, как известно, начало с давних пор. Сохранились сведения о существовании в древнем Киеве армянских ремесленников, врачей, о договоре князя Федора Дмитриевича с армянскими дружинниками, защищавшими в X веке город Каменец - Подольский, и другие факты. Обращают на себя внимание историко-географические параллели между сказанием об основании Киева (в "Повести временных лет") и аналогичным сюжетом (тоже о трех братьях с похожими именами, основавших города), но перенесенным на армянскую почву и изложенным в "Истории Тарона" Ованнеса Мамиконяна. 
Скончавшаяся недавно научный сотрудник Института истории Национальной Академии наук Армении Гаянэ Пингирян занималась в последние годы жизни изучением истории армянского населения и армянских общин в Древней Руси. В ходе своих исследований Гаянэ Пингирян заострила внимание на исторических (а не только легендарных) моментах, связанных с основанием Киева (по новейшим предположениям в конце V века н.э.) племенем полян. На основании ряда наблюдений исследовательница пришла к предположению, что связываемое историками и источниками с основанием Киева племя полян было армянской военной дружиной. На каких же фактах связывает она это, можно сказать, смелое предположение ? 
Во-первых, поляне не обладали сколь-либо заметной по площади территорией обитания, каковой располагали практически все известные в истории племена, в том числе и в Киевской Руси (древляне, кривичи, смоляне и другие). В отличие от них поляне концентрировались в пределах самого Киева, напоминая скорее не племя, а городскую общину. 
Во-вторых, изолированность полян от окружающего этноса, отсутствие (по крайней мере в первоначальный период) привычных для оседлых жителей занятий (ремесел, земледелия) заставляют предполагать, что они представляли собой пришлую военную дружину. 
В-третьих. Все исследователи этой проблемы - академики Б.Д.Греков, Б.А.Рыбаков и другие дореволюционные и советские российские и украинские историки - хотя и допускают, что поляне могли быть пришлым элементом, не делают при этом каких-либо обоснованных предположений об их происхождении и не формулируют в связи с этим каких-либо заключений. 
В-четвертых, источники свидетельствуют, что поляне были христианами, тогда как в рассматриваемый период (V-VI вв. н.э.) на всей обширной территории, на которой впоследствии возникло древнерусское государство, каких-либо христианских народов или компактного христианского населения не было. В то же время хорошо известно, что византийские императоры на протяжении многих веков практиковали переброску национальных вооруженных дружин из их родных краев в другие регионы империи. Именно к раннему средневековью относится возникновение армянских военных и других поселений на нижнем Дунае, в Крыму и других местах Северного Причерноморья. Среди видных византийских военачальников названного периода встречаются лица армянского происхождения, как например, Хильбудий и другие. 
В-пятых, до сих пор не находит объяснения явная аналогия легенд о трех братьях из "Истории Тарона" (VIII-й век) и "Повести временных лет" (XII-й век). В древнерусском варианте братья Кий, Щек и Хорив их сестра Лебедь основали города, названные именами братьев - Киев и так далее. В "Истории Тарона" братья Куар, Мелтей и Хориан (и их сестра Карап, то есть "лебедь" по-армянски) также основывают города (в Армении) названные в их честь. В древнерусском варианте - поляне, а в армянском - страна Полуник. Не совпадает только имя среднего брата, а в остальном - полная аналогия. Но каким образом сюжет мог быть в условиях раннего средневековья передан из приднепровья в Армению или наоборот - непонятно. Не могли дать этому объяснения никто из занимавшихся этим фактом - ни академики Н.Я.Марр и С.Т.Еремян, ни другие исследователи. Если же допустить факт армянского происхождения полян, то это многократно увеличит вероятность контактов между этими двумя отдаленными регионами. И здесь уже уместно будет сказать не об исторических параллелях, а о едином источнике этих сюжетов. 
Таковы основные посылки, от которых отталкивалась исследовательница в своих предположениях. Тяжелая болезнь и смерть помешали ей завершить и изложить свои выводы. То, что изложено нами здесь - это ее мысли вслух, с которыми она со мною делилась. 
К сожалению, я не специалист ни по названной проблеме, ни по соответствующей эпохе. Цель данного материала - озвучить идеи, которые вынашивала наша покойная коллега и которые, по нашему глубокому убеждению, весьма интересны и не заслуживают забвения. Наоборот, следует привлечь к ним внимание других исследователей, чтобы они научно и аргументированно их подтвердили или, наоборот, опровергли (тоже аргументированно). И тогда будет заполнена еще одна страница в многовековой истории связей армянского и украинского народов.

Вартан Хачатурян - доктор исторических наук,1 июля, 2004

I версия 

Столицу Руси-Киев на Днепре-основал в 585г на Замковой горе в виде крепости великий князь (нахарар) Смбат Багратуни (см.Себеос,"История Армении", 7в.).
Первоначально столица была названа Смбатас. Потомки Смбата Багратуни-Куар (Кий) )) , Шек (Мелтей) и Хореан - возвели на соседних холмах новые крепости: Куар (Кий), Мелтей (Щековица) и Кореан(Кореван). Четыре крепости:Смбатас, Куар, Мелтей, Кореван в дальнейшем объединились под названием Киев. Армянская династия Киевских князей просуществовала 300лет (585-882гг.)http://www.geocities...s/...rm-90.html
Сомнительно !!!Москву основал армянский князь Геворг (Георгий) Багратуни-Еркайнабазук ("Долгорукий", по армянски), он же Юрий Долгорукий, который в русских летописях упоминается также по имени Гюрги, Киурк. Первое упоминание о Москве относится к "Боярской летописи" 12в. Петра Бориславовича: 4 апреля 1147г. и т.д.

II версия 

Художник Нарышкинских палат армянский князь Иван (Богданов) Салтанов - он же Аствацатур Салтанян из крепости Джуга Нахичеванского края Армении, построил и преподнёс царю Алексею Михайловичу Романову "Алмазный Трон".
Иван Салтанов считается первым дизайнером мира, он учредил в Москве Художественную Академию и был назначен Петром первым архитектором Санкт-Петербурга.
"Алмазный Трон" был вручён от имени армянского народа 28 марта 1660г. в Кремле. На его иготовление было потрачено:
- 26кг золота,
- 5кг серебра,
- 897 алмазов,
- 1298 яхонтов,
-18030 бирюзы.
Слоновая кость и ценная древесина. Трон вручил царю князь Захар Саградян (Сараджев-Сараджян).
На этом троне венцеполагались все императоры России 19-го века. Хранится он в Оружейной палате Кремля.


Великий князь Владимир ("Красное Солнышко") при желании взять в свои очередные жёны цесаревну Анну-сестру Византийского императора армянского происхождения Василия (Барсега) 2го (976-1025гг.)- столкнулся с твёрдым условием Анны: выйте замуж за Владимира, если он примет христианство и выгонит остальных жён.
Когда в 988 году Владимир согласился с условием Анны, цесаревна собрала армянских священослужителей для крещения Руси и выехала из Константинополиса в Киев.
На берегу Днепра и произошло крещение Владимира Святославовича ("во крещении Василия") и народа Киевской Руси.
С тех пор Русская церковь именуется Православной по названию Армянской Первопрестольной Апостольской Церкви.

В 1552г. русские войска под командованием Ивана Грозного осадили Казань, со стороны русских сражались два армянских полка, пеимушественно крымских армян под командованием князей Пахлавуни (Пахлеванов) и Агамалян (Агамалов), а со стороны татар пушкари армяне-потомки тех, кто был угнан из Крыма в Казань в1475г. После отказа пушкарей стрелять в своих, татары в ответ
в ярости вырезали их, сожгли их дома в Казани, убили всех домочадцев от мала до велика.
Армянские командиры держали совет,чувство горечи и ответной ярости охватило армян:
-Пойдем на смерть! В плен никого не брать!
Армянские полки спешились в темноте и под утро пошли на штурм главных ворот. Более 5000 бойцов с саблями наголо взобрались внезапно на стенй и перебив татар, открыли ворота. В город лавиной вошли войска Ивана Грозного...
Вскоре - в 1555г. Иван Грозный приказал зодчим Барме и Постнику в ознаменование покорения Казанского ханства воздвигнуть на Красной площади в Москве Храм Василия Блаженного - "Покровский собор, что на рву".
В благодарность за подвиг армянских кавалерийских полков, взявших приступом Казань, один из храмов, обращённый к Кремлю, был назван в1560г.Храмом Армянского Просветителя Григория .







Александр Васильевич Суворов 
В одном из своих писем в 1780г. будущий Генералисимус Российской империи Александр Васильевич Суворов писал: "Я иду освобождать Карабах-родину моих предков".
По распоряжению императрицы Екатерины 2-ой Великой общее руководство боевыми действиями по освобождению Восточной Армении, включая Нагорный и равнинный Карабах, осущесвлял генерал-фельдмаршал Потёмкин Григорий Александрович (1739-1791) наиболее влиательное лицо среди армянской общественности России, фаворит императрицы, которого пророчили в цари Армении со столицей Бакуракерт-Баку в составе России.
В освободителйной борьбе от персидского ига учавствовали такие русские военноначальники армянского происхождения как генерал Аргутинский (Аргутян)-Багратуни , адмирал Лазарев (Лазарян), генералы братья Пётр и Армен (Роман) Багратион (Багратуни), Павел Цицианов (Цицанян), Эммануэль (Манукян) и д. (Энциклопедический словарь",
Брокгауз и Ефрон, 1913г Санкт-Петербург) 




Александр Божко: Как армяне о казаках писали


Этой осенью исполняется 390 лет победы в Хотинской битве, которая детально освещена в летописях тех времен, пишет экс-посол Украины в Армении Александр Божко в газете «День».

«Появление армян на территории современной Украины датируют ХІ–ХІІ вв. В течение своего длительного пребывания на украинских землях они оставили существенное материальное и духовное наследие, в частности, письменные памятники, которые помогают нам составить представление не только о расцвете, а впоследствии, в силу определенных исторических и экономических обстоятельств, о постепенном упадке десятков армянских поселений на территории современной Украины, но и доносят до нас отзвук событий, которые часто становились судьбоносными в истории украинского народа.

Отдельное место среди них занимает Хотинская битва 1621 года, когда казацкие и польские войска одержали победу над преобладающей турецкой армией, которую вел на Речь Посполитую молодой воинственный и неуравновешенный султан Осман ІІ. По своим геополитическим последствиям эту победу можно сравнить с Грюнвальдской битвой 1410 года между военной мощью Тевтонского ордена и объединенными польско-литовско-русскими силами. Так же, как победа союзнических войск под Грюнвальдом, подорвав могущество Тевтонского ордена, остановила продвижение немецкого рыцарства на Восток, победа ровно через два столетия под Хотином фактически стала началом постепенного упадка могущественной Турецкой империи, которая покорила на то время чуть ли не пол-Европы. Примечательно, что на этот раз – теперь уже против общего восточного врага – воевали войска, возглавляемые польским королевичем Владиславом, великим гетманом литовским Каролем Ходкевичем и выдающимся запорожским гетманом Петром Конашевичем-Сагайдачным, то есть, считайте, тех же союзников, что и два столетия тому назад.

Первопричина и ход Хотинской битвы нашли свое отражение и в трех чрезвычайно интересных памятниках, оставленных нам выдающимися представителями тогдашнего украинского армянства, а именно – летописцем Оксентом, которому принадлежит значительная часть известной хроники «Каменец», путешественником и писателем Симеоном Легаци, автором «Дорожных записок», и историописцем Говганнесом Каменаци, который подарил нам «Историю Хотинской войны». Появление этих памятников указывает, с одной стороны, на значительный общественный резонанс Хотинской битвы, в том числе среди армянского сообщества, которое достаточно четко представляло, какой удар оно могла бы испытать в случае турецкой победы; с другой стороны — это свидетельство культурного уровня той общественной прослойки армянского сообщества, которую, с учетом особенностей эпохи, мы могли бы сегодня назвать тогдашней интеллигенцией.

В отличие от двух первых памятников, где указанное событие, при всей важности его, лишь один из многих эпизодов, «История Хотинской войны» Говганнеса Каменаци – это завершенное эпическое литературное произведение, в котором автор ставил перед собой цель не только рассказать о длительной, изнурительной, с большими потерями для обеих сторон битве под стенами Хотинской крепости, из-за чего она и была названа «войной», но и, используя доступный ему на то время литературный инструментарий, вызвать у читателя восхищение героизмом союзнического войска, его самоотверженной жертвенной борьбой против преобладающих сил жестокого врага.

Оставленная автором памятная запись указывает, что Говганнес происходил из священнической семьи из г. Каменец-Подольский (отсюда фамилия – Каменаци, то есть Каменецкий), а его прекрасное владение словом свидетельствует о незаурядном таланте, благодаря которому он создал, по высказыванию известного историка Я. Дашкевича, «в литературном отношении – лучший образец каменецкой армянской летописи»...

Показательным в этом отношении стало его «Вступительное слово», в котором он рассуждает, в чем, по его мнению, заключается «искусство рассказа», когда автору следует не только пересказывать увиденное или услышанное, но и уметь «познавать мыслью», иначе говоря – анализировать события. Так или иначе, но следует ему отдать должное, что делал он это со знанием дела. Он то переносится в Стамбул, где султан Осман пишет грозное письмо, а точнее – ультиматум – королю Зигмунду, то в Варшаву, где зачитывают это его послание на Сейме среди напуганных вельмож, то во Львов, Каменец и Хотин, а значит – в польско-казацкий лагерь и турецкий стан.

Участию украинских казаков в Хотинской битве Говганнес в своем произведении уделяет внимание уже начиная с пятого раздела «О том, как королевич отправился в войско и о прибытии казаков». Два сравнительно небольших пассажа в конце раздела дают характеристику ситуации с привлечением казацкого войска, из чего вырисовывается просто-таки драматичная картина. «В один из дней в четверг прибыл русский военачальник по имени Бородавка, с ним 15 000 комонных казаков, что их называют запорожцами. И случилось им дорогой войско татар и турок, и восемь дней они дрались упорно с ними, убили силистрийского пашу Гюсейна и многих других. А еще четыре тысячи казаков были направлены военачальником за добычей в дальние края, и они так и не вернулись, так как нечестивое племя турецкое напало на них и всех перебило. За все это войско свело счеты с Бородавкой, о чем я поведаю в другом месте».

Перипетии, связанные с отправлением Бородавки в Молдову накануне Хотинской битвы, как известно, завершились казнью гетманом Петром Сагайдачным – суровым и нетерпимым к своим оппонентам — мятежного и несговорчивого казацкого вожака и его соратника, о чем Говганнес действительно напишет, как и надлежит умелому пересказчику, позже, так сказать, ради сохранения в изложении интриги. Но казацкая тема всплывает в его повествовании уже постоянно, обрастая все новыми и новыми подробностями и деталями, которые будто призваны подтвердить тот огромный взнос, сделанный украинским казачеством в победу в этой, воистину, битве народов. Недаром на поле боя с преобладающими силами противника украинским казакам определили центральный, наиболее опасный участок расположения союзнических войск. Да и численно они составляли большинство союзнического войска – сорок тысяч, тогда как, по разным подсчетам, поляков вместе с литовцами и прусаками насчитывалось не более тридцати.

Как же описаны казаки на страницах произведения давнего историографа-армянина? Прежде всего они опытные воины, которые наделены не только ловкостью в бое и смелостью, но и военной хитростью, достаточно большой выдержкой, а, следовательно, и военной дисциплиной, умением нанести удар в благоприятный момент. «А что казацкий народ отмечается незаурядной ловкостью (по военному делу) и хитростью, – отмечает Говганнес, – то они выступили не раньше, как наступил вечер, а враг (между тем) истощился, бросаясь весь день то сюда, то туда.»

Действительно, активная оборона в сочетании с неожиданными быстрыми контратаками, которые способны ошеломить любого противника, – характерная черта ведения боя запорожскими казаками. Так было и в ту субботу, 4 сентября. Говганнес продолжает: «А в девятнадцать часов все казацкое войско выступило против противника и, осенив себя крестом, принялось громить иноверцев, пока те не сломились и, развернувшись назад, кинулись наутек. А казаки, преследуя, побивали их беспощадно, так что многочисленными мертвыми телами их покрылась вся земля.»

Армянский летописец рассказывает, что на турок так повлиял разгром их казаками, что несколько дней они не могли прийти в себя, «все еще находясь в скорби от тех потерь, которые они испытали в тот день». Таким образом, познав на себе силу казацкого оружия, турки решили прежде всего разбить их. Сам султан организовывал против них один за другим стремительные наступления своего войска, но тщетно.

Особенно удачно проводили казаки ночные вылазки во вражий стан, которые не только наводили на турок ужас, но и деморализовывали врага. Слишком обозлило Османа ІІ дерзкое ночное нападение казаков на турецкую залогу, которая охраняла стратегически важный объект – мост через реку Днестр. «Близ мостов затаились две тысячи турок, которые на то время задремали, – пишет Говганнес. – То были отряды Карагисар-паши и Али-паши. Учитывая это, казаки тихо напали на них и всех, кто был в шатрах, перебили, не оставив никого в живых. Только одного арапа, который принадлежал паше, передали в подарок королевичу, а добычу разделили между собой».

Здесь следует отметить, что захват военной добычи был на то время явлением обычным как в турецком войске, так и в европейских армиях, не гнушались этим и казаки. Более того, одним из условий, которое руководство Речи Посполитой выдвинуло им накануне Хотинской кампании, заключалось в том, что казацкое войско должно было именно обеспечивать себя провиантом и военными припасами. В конце концов, это было, между прочим, одной из причин похода Яцка Бородавки в Молдову, с чем он так и не справился. Описывая тяжелое состояние с продовольствием, в котором оказались союзнические войска, и невероятную дороговизну в их лагере в силу того, что татарская конница перекрыла практически все пути снабжения, Говганнес замечает, что положение было бы еще более затруднительное, если бы не казаки. «Но мясо в лагере, – пишет он, – стоило не так дорого, потому что казаки ежедневно выбирались в темноте из лагеря, врасплох нападали на турок и, перебив их, пригоняли в лагерь как добычу много скота, который потом продавали илахам (то есть полякам. – А.Б.) за приемлемую цену». Сквозь эти строки просматривается один важный момент, который проливает свет на сложную картину взаимоотношений в тогдашней Речи Посполитой между господствующим слоем польской шляхты и украинцами, представителями которых выступают казаки. Описывая действия союзнических войск, автор, очевидно, не задаваясь такой целью, поневоле акцентирует внимание на том, что казаков и поляков, то есть польскую шляхту, разъединяли глубокие противоречия. Ведь при всех их союзнических отношениях, при общей принадлежности к христианскому миру, это, в сущности (что понятно при внимательном прочтении «Истории Хотинской войны»), разные общественные сообщества, которые в данном контексте имели даже разные вооруженные силы, разные, так сказать, системы обеспечения этих сил.

В упоминавшейся уже нами «Каменецкой хронике» еще одного армянского летописца Оксента есть эпизод, где рассказывается, как после поражения под Цецорой в 1620 г., во время своего отступления, польско-казацкое войско сумело-таки оказать сопротивление, которое татары не могли преодолеть, хотя ежедневно, как пишет Оксент, погибало до тысячи татар. «Но вот на расстоянии около полверсты от Днестра наше войско остановилось на ночлег, – продолжает летописец. – Среди поляков и казаков вспыхнули перепалки, начали они нападать друг на друга. А на то время неверные уже... не рассчитывали добиться какого-то результата, а много из них даже отстало, лишь Хантемир-мурза с 12-ю тысячами татар был поблизости. И когда услышал, что в лагере начался раздор, то сразу с теми 12-ю тысячами напал на лагерь и прорвал его. (Наши) в панике начали разбегаться – и кого зарубили, кого схватили живым, кто утонул в Днестре. А канцлеру Жолкевскому отрубили голову.»

Уроки из этого разгрома Речь Посполитая извлекла, пригласив в Хотин мощную казацкую подмогу, во главе которой стоял гетман П. Сагайдачный – «смелый и отважный муж», как о нем пишет Говганнес, пообещав предоставить при этом украинскому населению, в частности казакам, больше прав. Но, как это бывало, об обещанном сразу же забыли после победы под Хотином, ограничивая и в дальнейшем украинцев в правах, что в конечном итоге привело к освободительной войне 1648 – 1654 гг. во главе с гетманом Богданом Хмельницким.

Свидетельство об этом кровавом, наполненном трагическими событиями, противостоянии двух народов, между которыми так много общего, в том числе и общая победа в достопамятной Хотинский битве 1621 г., до нас также доносят созданные на украинских землях армянские письменные источники. Но это, так сказать, уже другая история», - пишет Александр Божко.